С целью социализации детей с особенностями здоровья в Российской Федерации предусмотрена инклюзивная форма образования. О том, как организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2021 году пойдёт речь в данной статье.
- Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?
- Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2021 году
- Какие условия необходимы для инклюзивного образования?
- Где может осуществляться инклюзивное образование?
- Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование
- Наполняемость групп в случае инклюзивного образования
- Меры поддержи обучающихся с ОВЗ
- Вопросы и ответы
Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
- получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
- социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2021 году
Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный», далее от includere «заключать; включать».
В соответствии с п. 27 ст. 2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, реализуя инклюзивное образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормированных сверстников, учитывается право детей на получение полноценного образования.
Реализация права на получение образования достигается путём соблюдения следующих компонентов:
- создание условий для равного получения образования различными категориями детей;
- создание условий для ситуации успеха разными категориями детей.
Любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, важно уверенно себя чувствовать в социальной среде сверстников.
Важно! Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях необходима детальная проработка образовательной программы, позволяющей создать образовательное пространство для детей с ОВЗ.
Безусловно следует отметить, что в отношении детей с особенностями здоровья необходимо вести речь о смешанной форме обучения.
Несмотря на относительно недавнее возникновение данного направления в образовательной среде, инклюзивное образование довольно уверенно включается в образовательный процесс, открывая детям с ограниченными возможностями здоровья двери в различные учебные заведения, начиная от дверей дошкольной образовательной организации.
Инклюзивное образование вносит значительные коррективы в отношения между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах толерантности, терпимости, уважения.
Какие условия необходимы для инклюзивного образования?
Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются следующими нормативными актами:
Категория лиц | Документ |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | Адаптированная образовательная программа |
Инвалиды | Индивидуальная программа реабилитации инвалида |
Важно! Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Важно! При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Где может осуществляться инклюзивное образование?
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:
- совместно с другими обучающимися;
- в отдельных классах, группах;
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:
- для глухих;
- для слабослышащих, позднооглохших;
- для слепых;
- для слабовидящих;
- для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для лиц с задержкой психического развития;
- для лиц с умственной отсталостью;
- для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:
- специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
- услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;
— оборудованию и содержанию территории организации;
— зданию и оборудованию помещений;
— воздушно-тепловому режиму;
— естественному и искусственному освещению;
— водоснабжению и канализации;
— организации образовательной деятельности и режиму дня;
— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;
— организации питания;
— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;
— санитарному состоянию и содержанию помещений;
— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.
При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Пример № 1. Расстановка мебели в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.
В зависимости от категории обучающихся уделяется внимание специфической расстановке парт и столов в образовательных организациях:
Категория обучающихся | Особенность расстановки мебели в классе |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение | Расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено |
Обучающиеся с нарушениями слуха |
|
Слепые и слабовидящие обучающиеся | Парты (столы) независимо от их размера устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске |
Обучающиеся, страдающих светобоязнью | Парты и столы, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся |
При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.
Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 кв.м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не менее 2,3 кв.м.
Наполняемость групп в случае инклюзивного образования
В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:
Вид ОВЗ | Максимальное количество обучающихся в условиях инклюзии |
Глухие обучающиеся | Не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
|
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся | Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
|
Слепые обучающиеся | Не более 2 слепых обучающихся в классе.
Общая наполняемость класса:
|
Слабовидящие обучающиеся | Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе.
Общая наполняемость класса:
|
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.
Общая наполняемость класса:
|
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) | Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.
Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся |
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Не более 2 обучающихся с РАС в классе.
Общая наполняемость класса:
|
Меры поддержи обучающихся с ОВЗ
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется существенная социальная и материальная поддержка:
Категория обучающихся | Меры поддержки |
Обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем |
Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием |
Вопросы и ответы
Вопрос № 1. У меня ребёнок с нарушением интеллекта не имеет основного общего образования. Может ли он получить профессиональное образование?
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Вопрос № 2. Обязана ли я отдавать своего ребёнка с ОВЗ в специализированную школу?
Вам необходимо уточнить в той школе, которую Вы выбрали о возможности инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лишь после полученной информации и знакомства с условиями Вы можете принять решение.