Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2019 году

С целью социализации детей с особенностями здоровья в Российской Федерации предусмотрена инклюзивная форма образования. О том, как организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019 году пойдёт речь в данной статье.

Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:

  • получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
  • социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2019 году

Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный», далее от includere «заключать; включать».

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, реализуя инклюзивное образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормированных сверстников, учитывается право детей на получение полноценного образования.

Реализация права на получение образования достигается путём соблюдения следующих компонентов:

  • создание условий для равного получения образования различными категориями детей;
  • создание условий для ситуации успеха разными категориями детей.

Любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, важно уверенно себя чувствовать в социальной среде сверстников.

Важно! Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях необходима детальная проработка образовательной программы, позволяющей создать образовательное пространство для детей с ОВЗ.

Безусловно следует отметить, что в отношении детей с особенностями здоровья необходимо вести речь о смешанной форме обучения.

Несмотря на относительно недавнее возникновение данного направления в образовательной среде, инклюзивное образование довольно уверенно включается в образовательный процесс, открывая детям с ограниченными возможностями здоровья двери в различные учебные заведения, начиная от дверей дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование вносит значительные коррективы в отношения между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах толерантности, терпимости, уважения.

Какие условия необходимы для инклюзивного образования?

Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются следующими нормативными актами:

Категория лиц Документ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Адаптированная образовательная программа
Инвалиды Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Важно! Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Важно! При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Где может осуществляться инклюзивное образование?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:

  • для глухих;
  • для слабослышащих, позднооглохших;
  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для лиц с задержкой психического развития;
  • для лиц с умственной отсталостью;
  • для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— воздушно-тепловому режиму;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации питания;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Пример № 1. Расстановка мебели в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.

В зависимости от категории обучающихся уделяется внимание специфической расстановке парт и столов в образовательных организациях:

Категория обучающихся Особенность расстановки мебели в классе
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение Расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено
Обучающиеся с нарушениями слуха
  • расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры;
  • увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока
Слепые и слабовидящие обучающиеся Парты (столы) независимо от их размера устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске
Обучающиеся, страдающих светобоязнью Парты и столы, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся

При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 кв.м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не менее 2,3 кв.м.

Наполняемость групп в случае инклюзивного образования

В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:

Вид ОВЗ Максимальное количество обучающихся в условиях инклюзии
Глухие обучающиеся Не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
  • при 1 глухом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 глухих — не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
  • при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся
Слепые обучающиеся Не более 2 слепых обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слепом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 слепых — не более 15 обучающихся
Слабовидящие обучающиеся Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся;
  • при 2 — не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.

Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 обучающихся с РАС в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся;
  • при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Меры поддержи обучающихся с ОВЗ

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется существенная социальная и материальная поддержка:

Категория обучающихся Меры поддержки
Обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность Находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем
Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. У меня ребёнок с нарушением интеллекта не имеет основного общего образования. Может ли он получить профессиональное образование?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Вопрос № 2. Обязана ли я отдавать своего ребёнка с ОВЗ в специализированную школу?

Вам необходимо уточнить в той школе, которую Вы выбрали о возможности инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лишь после полученной информации и знакомства с условиями Вы можете принять решение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

6 − 6 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector